А ОН ВОВСЕ НЕ ТАКОЙ!
В сказках Добро, как правило, всегда побеждает. В жизни, увы, не всегда, но победителей не судят, историю пишут тоже они, а следовательно, они в любом случае убедят всех, что Добро восторжествовало — добрые убили всех злых. Злые — все, кто не согласен с добром.
Перенося этот закон реальности на сказку или фэнтези, можно выстроить целый сюжет на одном лишь допущении, что «все было не так, все это время нам врали». И герой не герой, а сволочь, идущая к цели по трупам, и злодей не злодей, а жертва. В более мягких вариантах расклад остается прежним, но характеры героя и злодея становятся уже не так однозначны, в духе «он не стал бы злодеем, если бы герой не обошелся с ним по-свински». «Пересмотр» персонажа может быть как в негативную, так и в позитивную сторону. Больше всего троп популярен в современных сказках и произведениях ужасов.
У героев такое называется «адаптационным героизмом», а у злодеев «адаптационным злодейством». Следует заметить, что речь не идёт о изменившейся морали. Троп тесно пересекается с антисказкой.
АНТИСЕТТИНГ
Все нескладухи, несовпадения, несостыковки и прочее — не баг, а фича. Автор придумал эту фичу специально, чтобы абсурдностью и алогичностью места/времени действия подчеркнуть абсурдную ситуацию, в которую попал герой, да и абсурдность бытия в принципе. Нередко антисеттинг сопутствует антисюжету, но не обязательно: бывают антисюжеты в нормальных сеттингах, бывают и в антисеттингах нормальные сюжеты.
АНТИСКАЗКА
Именно для сказочных и околосказочных сюжетов работает такое явление фанфика, как антисказка: а давайте перевернём всё с ног на голову и назовём белое чёрным, а чёрное белым! Ну или реалистичнее: нет правых и виноватых, есть только грязно-серое. Власти скрывают, канонический сюжет — лишь для отвода глаз…
АНТИСЮЖЕТ
Основные отличительные признаки антисюжета:
1. Целенаправленный взлом жанровых конвенций. Произведение начинается как комедия? Приготовьтесь, что вам вскорости преподнесут расчлененный труп, и это ещё не худший вариант. Социальная драма? Не удивляйтесь, если в самый неожиданный момент с неба посыплются зелёные человечки и горящие собаки. Фэнтези? Герой узнает, что он Избранный, на радостях напьётся и утонет в ближайшей луже.
2. Не менее целенаправленный взлом структуры произведения. Три акта? Чего мелочиться, давайте пять, а лучше сразу восемь. Начинать положено с экспозиции, через завязку проводить аудиторию к кульминации? Не, мы сразу всех бросим в кульминацию, потом завяжем завязку через пуп на голове, а экспозиция — черт с ней, кто она вообще такая, чтобы приглашать на нашу вечеринку.
3. Причинно-следственные связи? Уныло. Пусть ничто ни от чего не зависит и ничем не будет обусловлено.
4. Оголтелая детализация и символизация. Навтыкаем как можно больше несвязанных друг с другом символов и деталей и заставим аудиторию отчаянно, мучительно СПГСить.
5. Сеттинг нередко выглядит как «возьмем коробку швейцарских паззлов, две коробки нормальных, Лего, колоду карт и домино, нарежем туда старых газет, смешаем, встряхнем, половину выкинем не глядя, а из оставшейся половины соберем какой-никакой мир». Время и место действия, продолжительность, последовательность — все кувырком.
6.Дополнительные эффекты: дикая музыка к фильму, дикие иллюстрации к тексту, дикие подписи к картинам и так далее…
7.Основная идея настолько жёстко задаёт ситуацию, что деформирует и мир, и характеры. Так работают классические пьесы абсурда у Хармса, Введенского, Беккета и Ионеско: это доведение до абсурда в общем-то понятных ситуаций.
|