LEXX forum http://www.lexxforum.ru/ |
|
Lexx: особенности постмодернистского восприятия http://www.lexxforum.ru/viewtopic.php?f=3&t=4282 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Кайро Эгипетская [ 05 май 2019, 13:35 ] |
Заголовок сообщения: | Lexx: особенности постмодернистского восприятия |
ТЕРМИНОЛОГИЯ ПОСТМОДЕРНИЗМ: направление в мировом искусстве, начавшееся приблизительно в середине XX века и успешно продолжающееся по сей день. В более широком смысле — современное культурное мировоззрение. Цель постмодернистского искусства — поиск самого себя и смысла через деконструкцию имеющихся форм. Постмодернизм уникален в том плане, что любой автор-постмодернист делает зрителя/читателя соучастником своего творческого процесса, приглашая вместе посмотреть, что из чего состоит, зачем существует, как сделано и, может быть, в процессе этого отыскать истину. Мы вообще живём в постмодернистском мире, поэтому в широком смысле любое художественное произведение, созданное в последние 50 лет, можно отнести к постмодернизму. Характерные черты постмодернизма: - художественная свобода, не признающая ограничения выразительных средств; - отказ от авторитетов; - отрицание привычной иерархии ценностей; - нарочитая театральность; - ирония; - деконструкция стандартных представлений и шаблонов; - игра; - смешение стилей; - восприятие «мира как текста», интертекстуальность; - преобладание формы над содержанием. Особо яркие постмодернистские тропы: А он вовсе не такой! Альтернативная история Антисеттинг Антисказка Антисюжет Визуальная отсылка Деконструкция Мелькор был хорошим Пародия Перекличка Подсветка http://posmotre.li/Постмодернизм |
Автор: | Кайро Эгипетская [ 05 май 2019, 13:36 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Lexx: особенности постмодернистского восприятия |
А ОН ВОВСЕ НЕ ТАКОЙ! В сказках Добро, как правило, всегда побеждает. В жизни, увы, не всегда, но победителей не судят, историю пишут тоже они, а следовательно, они в любом случае убедят всех, что Добро восторжествовало — добрые убили всех злых. Злые — все, кто не согласен с добром. Перенося этот закон реальности на сказку или фэнтези, можно выстроить целый сюжет на одном лишь допущении, что «все было не так, все это время нам врали». И герой не герой, а сволочь, идущая к цели по трупам, и злодей не злодей, а жертва. В более мягких вариантах расклад остается прежним, но характеры героя и злодея становятся уже не так однозначны, в духе «он не стал бы злодеем, если бы герой не обошелся с ним по-свински». «Пересмотр» персонажа может быть как в негативную, так и в позитивную сторону. Больше всего троп популярен в современных сказках и произведениях ужасов. У героев такое называется «адаптационным героизмом», а у злодеев «адаптационным злодейством». Следует заметить, что речь не идёт о изменившейся морали. Троп тесно пересекается с антисказкой. АНТИСЕТТИНГ Все нескладухи, несовпадения, несостыковки и прочее — не баг, а фича. Автор придумал эту фичу специально, чтобы абсурдностью и алогичностью места/времени действия подчеркнуть абсурдную ситуацию, в которую попал герой, да и абсурдность бытия в принципе. Нередко антисеттинг сопутствует антисюжету, но не обязательно: бывают антисюжеты в нормальных сеттингах, бывают и в антисеттингах нормальные сюжеты. АНТИСКАЗКА Именно для сказочных и околосказочных сюжетов работает такое явление фанфика, как антисказка: а давайте перевернём всё с ног на голову и назовём белое чёрным, а чёрное белым! Ну или реалистичнее: нет правых и виноватых, есть только грязно-серое. Власти скрывают, канонический сюжет — лишь для отвода глаз… АНТИСЮЖЕТ Основные отличительные признаки антисюжета: 1. Целенаправленный взлом жанровых конвенций. Произведение начинается как комедия? Приготовьтесь, что вам вскорости преподнесут расчлененный труп, и это ещё не худший вариант. Социальная драма? Не удивляйтесь, если в самый неожиданный момент с неба посыплются зелёные человечки и горящие собаки. Фэнтези? Герой узнает, что он Избранный, на радостях напьётся и утонет в ближайшей луже. 2. Не менее целенаправленный взлом структуры произведения. Три акта? Чего мелочиться, давайте пять, а лучше сразу восемь. Начинать положено с экспозиции, через завязку проводить аудиторию к кульминации? Не, мы сразу всех бросим в кульминацию, потом завяжем завязку через пуп на голове, а экспозиция — черт с ней, кто она вообще такая, чтобы приглашать на нашу вечеринку. 3. Причинно-следственные связи? Уныло. Пусть ничто ни от чего не зависит и ничем не будет обусловлено. 4. Оголтелая детализация и символизация. Навтыкаем как можно больше несвязанных друг с другом символов и деталей и заставим аудиторию отчаянно, мучительно СПГСить. 5. Сеттинг нередко выглядит как «возьмем коробку швейцарских паззлов, две коробки нормальных, Лего, колоду карт и домино, нарежем туда старых газет, смешаем, встряхнем, половину выкинем не глядя, а из оставшейся половины соберем какой-никакой мир». Время и место действия, продолжительность, последовательность — все кувырком. 6.Дополнительные эффекты: дикая музыка к фильму, дикие иллюстрации к тексту, дикие подписи к картинам и так далее… 7.Основная идея настолько жёстко задаёт ситуацию, что деформирует и мир, и характеры. Так работают классические пьесы абсурда у Хармса, Введенского, Беккета и Ионеско: это доведение до абсурда в общем-то понятных ситуаций. |
Автор: | Кайро Эгипетская [ 05 май 2019, 13:36 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Lexx: особенности постмодернистского восприятия |
ВИЗУАЛЬНАЯ ОТСЫЛКА: явление, родственное пасхальному яйцу и разновидность переклички. Встречается оно, как правило, в визуальных видах искусства (кино, комиксах, видеоиграх) и заключается в том, что внешность некоего персонажа, места, предмета делают нарочито похожей на что-то из другого произведения, на которое ссылаются. Иногда некоторые зрители могут отсылку не понять, обозвав её заимствованием/плагиатом. ДЕКОНСТРУКЦИЯ: переосмысление. Термин изобретен французским философом Жаком Деррида в 1967 году. Деконструкция разбирает текст до момента, когда вскрываются его предполагаемые внутренние противоречия между идеями, на которых основан. Цель — показать, что эти основания непреодолимо сложны, нестабильны или невозможны. Деконструкция в целом демонстрирует, что любой текст не является целым, а состоит из нескольких непримиримых и противоречивых смыслов, и потому интерпретация текста не может двигаться дальше определенной точки. Деррида называл эту точку «апорией в тексте», а само деконструктивное чтение называл «апоретическим». Деконструкция появляется, когда автор подвергает сомнению какой-либо троп или жанр. Она может включать в себя альтернативную интерпретацию мотивов типичного героя, рассматривая, как определенный фантастический элемент повлиял бы на общество в целом, либо делая неприятные предположения, которые классическая интерпретация отметает или не обсуждает. В целом, в художественной литературе есть два пути для проведения деконструкции: 1. Последовательно и неизменно использовать нужный фантастический элемент, показывая его последствия «в жизни» для «обычных людей», не скрывая ни плохих, ни хороших сторон. 2. Попробовать представить, какие условия в реальности могли бы этот элемент породить, а затем показать, как эти условия повлияли на общество в целом. Естественно, обе техники могут встречаться как вместе, так и порознь. Обратным деконструкции процессом является реконструкция. После того, как деконструкция покажет ошибочность и невероятность предыдущей фантазии, новые авторы реконструируют ее, учтя критику так, чтобы она была более приближена к реальности. Наконец, устав от рамок жанра или набора штампов, кто-нибудь непременно его деконструирует. |
Автор: | Кайро Эгипетская [ 05 май 2019, 13:37 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Lexx: особенности постмодернистского восприятия |
МЕЛЬКОР БЫЛ ХОРОШИМ: радикальное направление в жанре криптоистории. Отличается от классических произведений жанра примерно так же, как фраза «всё было совсем не так» отличается от фразы «всё было с точностью до наоборот». Если в христианской мифологии Сатана — воплощение зла, губитель и соблазнитель человечества, то в радикальной перетрактовке он окажется Прометеем, Духом Света и Утренней Звездой, а Яхве — злодеем-демиургом, заключившим свободный дух в оковы материального. Если у Толкина Мелькор — чёрный враг мира, причинивший неисчислимое количество бед, — то после тенденциозной деконструкции этого образа непременно окажется, что Мелькор — тонко чувствующая личность, творец, художник, а когда идёт по лесу — внимательно смотрит под ноги, чтобы случайно не задавить муравья. ПАРОДИЯ Разновидность игры со штампами. Шутливое передразнивание чего-либо: - конкретного автора (его авторской манеры); - конкретного жанра или направления в искусстве; - конкретного произведения; - какого-либо устойчивого и известного явления; - и т. п. Термин — от греческого «пара» (около) и «одэ» (песнь). То есть «околопеснь», «недопеснь» какая-то. Пародия может быть дружески-благожелательной. Это когда пародист просто прикалывается, ничего не обличая. А может она быть и язвительной, саркастической, сатирической. Это когда пародиста возмущает некое явление, и своё возмущение он подаёт через высмеивание. Суть пародирования: берётся штамп и отыгрывается в другом идейно-пафосном регистре, либо заниженном (из трагедии сделали фарс, а потом и анекдотов насочиняли), либо завышенном (описать битву мышей и лягушек как битву эпических героев, языком «Илиады»). Если пародия плохая, это достигается за счёт того, что объект высмеивания изображается в резко несвойственном ему ключе: например, благородный, храбрый и добрый рыцарь в сияющих доспехах напился в грязном трактире табуретовки и валяется в сточной канаве, размазывая по сияющим доспехам навоз. Если пародия хорошая, то она будет работать на утрировании сугубо каноничных явлений, достигающемся через сгущение и обыгрывание с нетипичной стороны: например, рыцарь в сияющих доспехах пришёл в грязный трактир, брякнул на стол золотой и потребовал у трактирщика бутыль тоскенского шато-бордо 1356 года, можно 1361, но непременно с южного склона. От пародии один шаг до плагиата, и часто она является для него прикрытием. Кстати говоря, пародии неприкосновенны для авторского права! Можно стебать авторов без их согласия и даже получать за это деньги — ничего не будет! Особый случай — самопародия. |
Автор: | Кайро Эгипетская [ 05 май 2019, 13:37 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Lexx: особенности постмодернистского восприятия |
ПЕРЕКЛИЧКА: отчётливо распознаваемые в книгах, фильмах, сериалах и т. д. отсылки к другим популярным фильмам, книгам, сериалам и т. д., послужившим источником вдохновения. Разновидности переклички — пасхальное яйцо, визуальная отсылка. ПОДСВЕТКА Иногда автор вынужден прибегнуть к художественному приёму, который либо старше, чем грязь, либо просто навяз в зубах вследствие чрезмерного злоупотребления им в массовой культуре. В таких случаях подавление недоверия требует дополнительных приёмов. Одним из таких приёмов и является подсветка. Её суть состоит в том, чтобы вместо прикрывания условностей жанра или текста — наоборот, выпятить их. Ну, например: литературный негр, автор многотомной эпопеи, сочиняет для пятого тома очередную батальную сцену, где герои, столкнувшись с немыслимым количеством врагов, неизменно выйдут победителями. Автор понимает, что герои уже выходили победителями в первых четырёх томах, и пятая победа подряд может вызвать некоторое читательское недоумение. Но деваться некуда — синопсис спущен сверху и герои не могут для разнообразия проиграть этот бой. И тогда автор делает следующий ход конём: один из героев внезапно проявляет жанровую смекалку и сообщает остальным, что они — хорошие парни, а значит, по законам жанра должны победить, потому что хорошие парни побеждают плохих. Или же в дело вступает инверсия: нарочитое, ригидное отвергание тропа, скорее ведущее к его несомненному присутствию — как поступил Альфред Хичкок в «Ребекке» по отношению к «непристойной связи» между покойной миссис де Винтер и экономкой Мандерлея (поскольку тогдашний голливудский юридический климат весьма неблагосклонно относился к появлению на экранах явлений гомосексуализма, в том числе и женского). На этом приёме построено множество пародий. |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 4 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |